Алексия, причины, симптомы и лечение

Агнозия — это редкое заболевание, которое поражает нервную систему и может вызвать значительные проблемы в повседневной жизни. Она вызвана повреждением отдельных участков мозга и может возникнуть либо внезапно — например, в результате инсульта или несчастного случая — либо развиваться медленно (например, когда у человека опухоль головного мозга).

Частным случаем весьма распространенного вида агнозии является — прозопагнозия (лицевая агнозия) — слепота на лица. Это значит, что человек не способен распознавать лица своих знакомых, родственников, близких и даже свое собственное отражение в зеркале.

Алексия, причины, симптомы и лечение прозопагнозия

Причиной такого состояния, когда отсутствуют навыки распознавания лиц является нарушение функций мозга, иными словами, мозг физически не способен этого сделать.

Прозопагнозия или лицевая слепота, бывает двух видов: врожденная и приобретенная. Приобретенная почти всегда является следствием серьезной травмы мозга, которая отвечает за распознавание лиц. Первый тип прозопагнозии присутствует у человека с рождения, причина – отсутствие в мозге нужных нейронных связей.

Читать по теме: Что делать, если постоянно болит голова?

Какие функции нарушает агнозия?

При агнозии пациенту будет трудно или невозможно распознать предметы, людей, звуки или запахи, даже если органы чувств работают нормально. Так, например, при расстройствах зрительного характера, пациент не в состоянии распознать объекты, на которые он смотрит. Причина такого расстройства: повреждение доли головного мозга, отвечающей за зрение.

Алексия, причины, симптомы и лечение

Агнозия не вызвана потерей памяти, но она может быть вызвана слабоумием.

Виды агнозии

Существует 3 основных типа агнозии:

  • зрительная агнозия — неспособность распознавать предметы или людей с помощью зрения;
  • слуховая агнозия — неспособность распознавать звуки;
  • тактильная агнозия — неспособность распознавать предметы на ощупь.

Алексия, причины, симптомы и лечение

Для каждого из этих типов существуют различные подтипы.

Например, некоторые люди с визуальной агнозией, как мы уже рассказали выше, испытывают трудности с распознаванием лиц, другие испытывают трудности с распознаванием цветов (цветовая агнозия), третьи испытывают трудности с распознаванием слов (агностическая Алексия), а остальные испытывают различные проблемы со зрением.Также возможна агнозия, которая влияет на способность распознавать запахи (известная как обонятельная агнозия) или вкус (известная как вкусовая агнозия).

Читать по теме: Первые признаки опухоли головного мозга

Каковы симптомы агнозии?

Симптоматика агнозии зависит от ее типов. Например, если у человека зрительная агнозия, ему может быть трудно выбрать между ножом и вилкой или определить правильные предметы одежды. Могут быть отмечены проблемы с распознаванием знакомых лиц.

При слуховой агнозии человек теряет способность к распознаванию голоса и тембра людей, не способен определять знакомые мелодии или самый простой бытовой пример – понимать, что звонит телефон.

Тактильная агнозия лишает способности распознавать объекты, не используя свое зрение; человек с такой проблемой не сможет на ощупь отличить кусок металла от куска дерева, не посмотрев на них.

Как диагностируется агнозия?

Для диагностики агнозии, прежде всего, врач соберет анамнез:

  • задаст вопросы о патологической симптоматике и общем самочувствии;
  • проведет тест на идентификацию некоторых объектов с помощью зрения, осязания и обоняния;
  • проверит или исключит другие возможные причины необычных симптомов (тесты слуха и зрение);
  • проверит функции мозга и памяти.

Также, как правило, назначается лучевая диагностика головного мозга, КТ или МРТ.

Алексия, причины, симптомы и лечение

Читать по теме: Как проходит исследование головного мозга?

Как лечится агнозия?

Можно ли лечить агнозию, будет зависеть от факторов, которые включают тип агнозии, ее причины и симптомы.

Поскольку, нет исключительных лекарственных препаратов, способных полностью победить агнозию,усилия врачей будут направлены на установление основной причины состояния, после чего будет рекомендована терапия и выбрана тактика лечения.

Одной из самых распространенных причин агнозии являются опухолевые процессы, которые определяются с помощью методов лучевой диагностики. И, если сканирование мозга показало, что опухоль растет и подавляет основные важные функции пациента, лечение будет хирургическим.

В некоторых случаях человек может научиться стратегиям, которые помогут ему справиться с ситуацией. В частности, полезно изучение того, как использовать другие органы чувств, чтобы компенсировать поврежденное чувство. Например, при слуховой агнозии компенсирующим навыком станет чтение по губам.

Алексия, причины, симптомы и лечение

Жизнь с агнозией

Агнозия способна вызвать значительные проблемы в повседневной бытовой и социальной жизни, а также повлиять на отношение окружающих к человеку, страдающего этим заболеванием. Есть несколько универсальных советов, которые смогут помочь близкому человеку с этим сложным заболеванием:

  1. Старайтесь, чтобы окружающий больного человека быт, был как можно более предсказуемым.
  2. Всегда держите вещи в одном и том же месте и убедитесь, что жилое пространство вокруг пациента, прибрано.
  3. Придерживайтесь привычной рутины и последовательно выполняйте задания одним и тем же способом каждый раз.
  4. Маркируйте вещи, чтобы вы могли определить, что это такое.

Как предупредить сахарный диабет?

  • В заявку
  • В заявке
  • В ЗАЯВКУ
  • В ЗАЯВКЕ
  1. В заявку
  2. В заявке
  3. В ЗАЯВКУ
  4. В ЗАЯВКЕ

Согласно современным представлениям, инсулинорезистентность задолго предшествует заболеванию и рассматривается, как важное звено развития преддиабета и сахарного диабета 2 типа. При резистентности к инсулину, клетки мышц, жировой ткани и печени не реагируют должным образом на инсулин, не могут легко усваивать глюкозу из крови. Организму нужно больше инсулина, поэтому поджелудочная железа начинает работать в усиленном режиме.

Инсулин — это гормон поджелудочной железы. Его основная функция: помогать тканям усваивать глюкозу. Углеводы пищи — сахара и крахмалы, поступая в кишечник, расщепляются до глюкозы. Глюкоза представляет форму сахара, которая присутствует в кровотоке. Благодаря инсулину, клетки организма поглощают глюкозу и используют ее для получения энергии.

После приема пищи, уровень глюкозы повышается, поэтому поджелудочная железа активно синтезирует инсулин, который уменьшает ее концентрацию. Инсулин оказывает несколько эффектов, поэтому у здорового человека уровень глюкозы и инсулина в крови находятся в нормальном диапазоне.

Ведущими факторами развития резистентности к инсулину являются: Жировая ткань вырабатывает гормоны и другие вещества, которые могут вызвать серьезные проблемы со здоровьем: резистентность к инсулину, высокое кровяное давление, дисбаланс холестерина и, как следствие, — сердечно-сосудистые заболевания.

  • Отсутствие должной физической нагрузки
Алексия, причины, симптомы и лечение

Мышцы основной потребитель глюкозы. После тренировки они становятся более чувствительными к инсулину. Уровень глюкозы в крови снижается. Так упражнения помогают мышцам лучше усваивать глюкозу.

Алексия, причины, симптомы и лечение Другие причины резистентности к инсулину:

  • этническая принадлежность;
  • некоторые заболевания;
  • гормональные нарушения;
  • использование стероидов;
  • некоторые лекарства;
  • пожилой возраст;
  • проблемы со сном (особенно апноэ во сне);
  • курение.

Инсулинорезистентность обычно не вызывает никаких заметных симптомов. Основной лабораторный признак инсулинорезистентности — повышение уровня глюкозы крови и инсулина. Самый простой метод оценки резистентности к инсулину — индекс инсулинорезистентности (HOMA-IR). Это маркер риска смертности. Выполнение исследования имеет смысл при уровне глюкозы натощак менее 7 ммоль/л.

Необходимо выполнять 1 раз в 3 года, начиная с 20 лет. Если индекс массы тела (ИМТ) больше 25 кг/м2, то минимум 1 раз в год, начиная с любого возраста. 

Как инсулинорезистентность переходит в преддиабет и диабет

Инсулинорезистентность сама по себе не вызывает диабет 2 типа. Нечувствительность тканей к инсулину только повышает риск развития преддиабета и сахарного диабета 2 типа. Преддиабет обычно встречается у людей, у которых уже есть резистентность к инсулину.

В состоянии преддиабета, клетки поджелудочной железы больше не могут продуцировать достаточное количество инсулина для преодоления резистентности к нему. В результате уровень глюкозы в крови становится выше нормального диапазона. Однако это еще не диабет, и, если своевременно изменить привычки, то процесс можно повернуть вспять. Преддиабет возникает, если есть:

  • избыточный вес;
  • физически малоактивный образ жизни;
  • семейная история болезни;
  • гестационный диабет, во время беременности.
Алексия, причины, симптомы и лечение

Преддиабет обычно не имеет симптомов. Однако люди с тяжелой формой инсулинорезистентности и преддиабетом могут иметь темные пятна на коже, обычно на тыльной стороне шеи. Темные пятна могут появляться на локтях, коленях, суставах и подмышках. Это состояние называется черный акантоз.

Лабораторное обследование на преддиабет

Приведены значения показателей в соответствии с рекомендациями Американской диабетической ассоциации (Standards of medical care in diabetes — 2016).

Преддиабет может быть обнаружен одним из следующих анализов:

  1. Тест на гликированный гемоглобин (HbAС1) Характеризует средний уровень глюкозы в крови за последние 3 месяца. Этот тест является самым надежным тестом на преддиабет, но он не так чувствителен, как другие тесты. Тест HbAC1 может быть неинформативен у людей с определенными состояниями. Например, у людей африканского, средиземноморского или азиатского происхождения, или людей с серповидноклеточной анемией или талассемией. В крови у таких людей может присутствовать нетипичный гемоглобин. HbAC1 от 5,7 до 6,4 процента указывает на преддиабет.
  2. Тест на глюкозу в плазме натощак. Этот тест измеряет уровень глюкозы в крови у людей, которые ничего не ели в течение, как минимум, 12 часов. Утреннее измерение самое точное. Уровень глюкозы натощак от 100 до 125 мг/гл — указывает на преддиабет.
  3. Тест толерантности к глюкозе. Этот тест измеряет уровень глюкозы в крови после 12 часов голодания и через 2 часа после приема раствора глюкозы. Уровень глюкозы измеряется дважды во время исследования. Уровень глюкозы в крови между 140 и 199 мг/гл указывает на преддиабет.
Читайте также:  Нистагм, причины и лечение

Не у всех людей, у которых диагностирован преддиабет разовьется сахарный диабет. Исследования показали, что у большинства людей преддиабет переходит в сахарный диабет 2 типа в течение 10 лет, если не меняется образ жизни. Когда поставлен преддиабет, продолжающаяся потеря функции бета-клеток обычно приводит к сахарному диабету 2 типа. Люди с заболеванием имеют высокий уровень глюкозы в крови. Со временем, из-за высокой концентрации глюкозы в крови повреждают нервы и кровеносные сосуды, что приводит к осложнениям, таким как сердечные заболевания, инсульт, слепота, почечная недостаточность и в запущенных случаях — ампутации нижних конечностей.

Алексия :: Симптомы, причины, лечение и шифр по МКБ-10

 Название: Алексия.

Алексия, причины, симптомы и лечение Алексия

 Алексия. Это полное нарушение навыков чтения, сопровождающееся невозможностью зрительного восприятия и понимания текста. При таком нарушении человек не может научиться читать или теряет способность распознавать буквы и объединять их в слова. Алексия может развиваться самостоятельно или быть связана с афазией, аграфией.

Заболевание диагностируется с помощью нейропсихологических и логопедических тестов, методов нейровизуализации (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ПЭТ головного мозга). Коррекционная работа направлена ​​на развитие зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитических и синтетических процессов.

 Алексию («а» — отрицание, «лексика» — лексика, слово) еще называют «вербальной слепотой» или «зрительной афазией» из-за невозможности прочитать написанное. Особое внимание к проблеме началось более ста лет назад, в связи с растущим интересом к нейроанатомии и психологии.

«Пионером» в изучении патологии был французский невролог Ж. Дежерин, который в 1892 г. Впервые описал «чистую алексию» с интактной речью и обнаружил связанные с ней поражения в головном мозге.

В современной логопедии различают частичное отсутствие чтения — дислексию и полное отсутствие / распад навыка — алексию.

Алексия, причины, симптомы и лечение Алексия  Любое нарушение чтения имеет неврологическую основу и связано с повреждением участков мозга, вовлеченных в этот процесс. В большинстве случаев изолированная приобретенная алексия развивается в результате нарушения кровоснабжения резервуара задней мозговой артерии, снабжающей кровью задние отделы головного мозга, в том числе зрительную кору и борозду мозолистого тела.  Кроме того, алексия может входить в структуру различных типов афазии (моторной, сенсорной) и возникать в результате поражения соответствующих областей мозга. Этиофакторами местных нарушений мозгового кровотока могут быть:  • ишемический приступ.  • травма головы.  • нейрохирургическая операция.  • нейроинфекция.  • опухоли головного мозга.  • демиелинизирующие заболевания центральной нервной системы.  • отравление нейротропными ядами.

 У детей неспособность научиться читать чаще всего связана с неблагоприятными перинатальными факторами: гипоксическим поражением мозга, внутриутробными инфекциями, родовой травмой головы и ШОП. Причиной алексии в детстве также может быть дефицит языковых контактов, аутизм, тяжелые умственные отклонения.

 Чтение как процесс состоит из двух компонентов: технической и смысловой. Техническая сторона состоит в том, чтобы распознать визуальный образ буквы — графему — соотнести его с артикулом и фонемой и сложить графемы в лексемы. Семантическая сторона заключается в понимании прочитанного. Психофизиологические механизмы чтения обеспечиваются безопасным и четким взаимодействием зрительного (затылочная кора), акустического (височная кора) и речевого моторного (нижняя теменная, задняя часть лба) анализаторов.  Алексия развивается с поражением всех звеньев этой цепи. При различных типах афазии первичным дефектом может быть артикуляционная или орально-артикуляторная апраксия, слуховая агнозия, в результате чего нарушается связь «фонема-сустав-графема». Это приводит к вторичному нарушению процесса чтения.

 Центральным механизмом чистых форм алексии являются дефекты зрительного или зрительно-пространственного гнозиса, зрительного мнезиса. В этих случаях нарушается восприятие графического символа буквы, ее пространственного положения, страдает память на буквы. Результатом алфавитной агнозии и амнезии является неспособность пациентов правильно читать и различать графемы и слова.

 В зависимости от структуры нарушений чтения выделяют 2 группы нарушений:  • Речь. Они возникают при соответствующих моторных и сенсорных формах афазии. Они представлены алексией и афферентно-эфферентной двигательной аграфией, акустико-гностической и акустико-мнестической.  • Невербальный (гностический). Продолжайте без нарушения устной речи. В их основе лежит зрительная и зрительно-пространственная агнозия. Эти формы включают оптическую, оптико-пространственную и оптико-мнестическую алексию. Оптика, в свою очередь, делится на:  • буквальный: пациенты не узнают буквы.

 • словесный: пациенты узнают и называют отдельные буквы, но не могут объединить их в слоги и слова.

 Изолированные нарушения чтения (алексия без афазии и аграфии) возникают на фоне нормальной устной речи и ее слухового восприятия. Функция письма также сохраняется, но через некоторое время пациент не может прочитать написанное ранее. Распознавание слов на слух не нарушается, затрудняется только распознавание письменного текста. Пациент воспринимает буквы как рисунки, не понимая их смысла, и смешивает графемы с похожим написанием.  Основной симптом — медленное чтение буквы за буквой. Пациенты сначала идентифицируют каждую букву индивидуально, а затем составляют слово. Существует «эффект длины слова», при котором длинные слова читаются медленнее и с меньшей вероятностью будут прочитаны правильно, чем короткие слова. Распознавание чисел и других символов (знаков препинания, математических знаков) также нарушается, часто возникает аномалия. Изолированная алексия часто сопровождается потерей полей зрения (правосторонняя гемианопсия), нарушением цветового восприятия.  Речевые формы алексии протекают с явлениями афазии: афферентная моторная, Брока, Вернике, акустико-мнестическая. При грубых формах синдрома усталости чтение полностью распадается. В менее серьезных случаях чтение становится медленным, слоговым, угадываемым, отмечаются замены нескольких букв. Некоторым пациентам доступно глобальное чтение, они могут правильно расширять подписи под изображениями. При акустико-мнестической алексии нарушается не техника чтения, а понимание длинного текста.

 Ассоциированные симптомы: Отсутствие речи.

 Пациенты с алексией теряют способность свободно читать и часто говорить и писать, что отрицательно сказывается на самооценке, способности учиться и профессиональных достижениях.

Это серьезный инвалидизирующий фактор, который мешает полноценному социальному взаимодействию. У пациентов часто развивается депрессивный синдром, чувство безысходности и несчастья.

Психические переживания часто усугубляются физической слабостью: нарушением двигательных функций, способностью к самообслуживанию.

 Для построения корректирующей программы важно установить характер и механизм дефекта, этиологию и расположение патологического очага. Больного с нарушением чтения консультируют невролог, клинический логопед, нейропсихолог. В диагностических исследованиях используются:  • Методы нейровизуализации.

В клинической неврологии для определения причины алексии и актуальной диагностики поражения используют КТ головного мозга, МРТ и реже ПЭТ-КТ головного мозга. Для оценки параметров церебральной гемодинамики выполняется дуплексный MAG-сканер.  • Проверка устного и письменного выражения.

Речевая диагностика начинается с оценки впечатляющей и спонтанной речи, устной и артикуляционной практики, речевых автоматизмов и повторяющейся речи.

Изучается умение читать идеограммы, читать печатные и письменные буквы, слова, предложения, короткие тексты, читать «про себя» (находить подписи к картинкам). Проверяются навыки обмана, диктовки и письма-фрилансера.  • Нейропсихологические тесты.

Важно оценить состояние различных видов гнозиса (особенно визуального, буквального), праксиса. Также проводятся тесты для изучения когнитивных навыков: памяти (включая слушание и речь), восприятия, мышления, пространственной ориентации.

 Лечение проводится с учетом первичного нарушения и его характера (сосудистая, инфекционная, опухолевая патология, травма). Включает медикаментозную терапию, нейрореабилитацию, психокоррекцию, по показаниям — хирургические вмешательства:  • Фармакотерапия. При инсульте назначают гипотензивную, вазоактивную, нейротрофическую, антиагрегантную, антиоксидантную терапию. При травмах головы показано назначение ноотропов, диуретиков, седативных средств, анальгетиков. Этиотропная терапия нейроинфекций может включать использование противомикробных или противовирусных средств, интерферонов, иммуноглобулинов, глюкокортикостероидов.  • Нейрохирургические операции. Раннее нейрохирургическое вмешательство сводит к минимуму область повреждения головного мозга, уменьшает феномен алексии и ускоряет выздоровление. Во время «терапевтического окна» ишемического инсульта показан системный или избирательный тромболизис. При ЧМТ может потребоваться удаление костных фрагментов из вдавленных переломов и эвакуация внутричерепных гематом. При опухолях головного мозга проводят химиотерапию, стереотаксическое удаление и хирургическое удаление.  • Нейрореабилитация и нейрокоррекция. После купирования острых симптомов проводится лечебная физкультура, трудотерапия, механотерапия, электростимуляция мышц ротовой полости. Нейропсихологическая коррекция предполагает развитие оптического гнозиса, зрительно-пространственных представлений, концентрации внимания и памяти.  Логотерапия при алексии разработана с учетом центрального механизма нарушения речи. При афазии это растормаживание устной речи, преодоление кинетической и кинестетической апраксии, активация слухового гнозиса, расширение слуховой речевой памяти, восстановление связей между суставом, фонемой и графемой. В стадии грубых нарушений стимулируется глобальное чтение, в дальнейшем будет продолжен звукобуквенный анализ словосочетания.

 При изолированной алексии приоритетным является восстановление оптического изображения букв. С этой целью комбинируются кинестетические, двигательные ощущения, речевая и слуховая актуализация. Когда зрительное восприятие восстановлено, они постепенно переходят от буквы к букве к букве за словом, увеличивая скорость и пересказывая прочитанное.

 Восстановление навыков чтения — это долгая работа, требующая усердия и терпения пациента, логопеда и его близких. Даже после нескольких курсов логотерапии не всегда удается выйти на преморбидный уровень.

Элементы алексии в виде поствербального чтения у многих пациентов сохраняются на всю жизнь. Профилактика заключается в минимизации факторов риска развития причинных заболеваний (инсульт, травма головы и т. Д .;).

Когда алексия все же возникает, важно начать рано и точно следовать программе восстановления.

 1. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление/ Цветкова Л.С. – 1997.  2. Особенности восстановления амнестической афазии в сочетании с буквенной агнозией и алексией/ Бердникович Е. С. И соавт.// Анналы клинической и экспериментальной неврологии. – 2012.  3. Основы нейропсихологии/ Визель Т.Г. – 2005.

 4. Методика нейропсихологической диагностики детей/ Цветкова Л.С. – 1998.

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1 Модератор контента: Васин А.С.

Моторная и сенсорная алалия: что это, симптомы, виды

Одна из аномалий развития речи называется моторной алалией. При этом заболевании ребенок не способен говорить полностью или частично. Нарушений интеллекта или слуха у малыша нет: он способен обучаться и познавать мир, получать новые навыки. Типичная картина заболевания включает позднее формирование речевых реакций, скудный словарный запас, нарушение произношения звуков.

Причины и факторы риска

Дети с моторной алалией обычно рождаются с этой патологией. Причинами чаще всего бывают различные травмы и патологические процессы, которые возникают во время внутриутробного развития ребенка. Во время вынашивания навредить могут:

  • алкоголь;
  • резкие скачки гормонального фона;
  • инфекции;
  • падения и травмы;
  • отслоение плаценты;
  • депрессия, постоянный стресс.

Могут стать причинами алалии и проблемы в первые годы жизни ребенка. Поражение головного мозга вызывают:

  • слабые схватки и неудачные роды;
  • проблемы с дыханием сразу после рождения, из-за которых мозг не получает достаточно питания;
  • сильное переохлаждение новорожденного.

Также заболевание может сформироваться после перенесенной краснухи, менингоэнцефалита, сильных травм и ушибов головы и из-за соматических патологий.

Клиническая картина и особенности поведения детей

Детей с моторной алалией отличают по следующим признакам:

  1. Сохранный интеллект. Ребенок нормально обучается, понимает жесты, распознает картинки, узнает знакомых людей.
  2. Неправильное использование голоса. Малыш может говорить слишком громко или слишком тихо.
  3. Неверное произношение слов и предложений (ребенок не говорит, а, скорее, лепечет), при этом звонкие и мягкие согласные звучат правильно.
  4. Малыш не реагирует на вопросы, затрудняется с ответом.

Существует и более тяжелая форма алалии: при ней ребенок понимает обращение, но не говорит вообще.

Помимо проблем с речью ребенок может проявлять и другие типичные симптомы, например, у малышей часто наблюдается быстрая утомляемость, особенно во время обучения. Нередка излишняя активность, которая перемежается периодами усталости. У многих детей наблюдается либо сильная заторможенность, либо сильная расторможенность — зависит от особенностей травмы.

Важно! Алалия не возникает вследствие стресса или тяжелых событий в жизни. Ее причина — поражение головного мозга, а не страхи или психологическая травма.

Формы алалии

Существует несколько форм моторной алалии. Принято выделять моторный и сенсорный вид заболеваний. В первом случае ребенок не может говорить, во втором — не понимает обращенную к нему речь. Иногда возникает смазанная симптоматика, в этом случае врачи ставят диагноз «смешанная алалия».

Алексия, причины, симптомы и лечение

Алалия — это повреждение мозга, из-за которого ребенок не говорит

Моторная алалия

Моторная (экспрессивная) алалия — это заболевание, при котором у ребенка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. Она находится в левом полушарии. При нормальном развитии новорожденный сначала усваивает неречевые шумы: природные, технические, предметные. Они усваиваются правым полушарием и становятся базой для активного речевого развития.

Задача левого полушария — отфильтровать из собранных правым полушарием звуков признаки речи. Неречевые звуки проходят через мозолистое тело из одного полушария в другое и превращаются в звуки речи. Это формирует речевую базу и позволяет ребенку научиться говорить. Но дети с моторной алалией не могут видоизменить неречевые звуки — у них поврежден участок мозга, отвечающий за эту функцию.

В зависимости от силы повреждения малыш может различать звуки и усваивать их смысловые связи, но при этом у него не выходит сформировать артикуляционные движения. Если повреждения мозговой коры и левого полушария не сильные и сохранны моторные зоны, можно восстановить эту способность.

В зависимости от локализации проблем, моторная алалия может принимать две формы:

  • эфферентная. Возникает при поражении премоторной коры (задняя треть нижней лобной извилины, центр Брока). Из-за нее у ребенка появляется неспособность к формированию серии движений: он произносит отдельный звук, но не может сказать группу звуков. Симптом — искажение слоговой структуры слова, застревание на одном слоге;

Алексия — причины, симптомы, методы коррекции и лечения

Болезнь проявляется в неспособности к чтению, которая не вызвана врожденными нарушениями, а получена в течение жизни. При этом выделяют неспособность прочесть, а также невозможность человека понять прочитанное.

Такая патология развивается чаще всего вместе с аграфией (невозможностью писать), а также афазией (нарушениями, связанными с речью). Заболевание начинает проявляться в пожилом возрасте.

Причины возникновения

Заболевание может возникать из-за ряда причин, следствие у которых всегда одно — нарушение работы мозга. Болезнь возникает тогда, когда поражаются языковые области головного мозга.

Алексия может возникать в результате физических повреждений черепной коробки или головного мозга. Часто она возникает в результате инсульта, а также хронических инфекций в мозге — хорошим примером становится менингит.

Ишемические атаки на определенном этапе жизни могут спровоцировать болезнь. Проблема возникает и из-за возраста, что усугубляется вероятностью наследственности.

Может возникнуть при недостатке общения и регулярных стрессах. У детей возможны проявления в период большой умственной перегруженности.

  • Среди причин также выделяют церебральный паралич, нарушение развития левого полушария,  также опухоли головного мозга.
  • Не следует злоупотреблять алкоголем и наркотическими средствами — они также могут привести к развитию проблемы.
  • Регистрируют появление болезни также при эпилепсии, отравлении организма и нарушениях кровообращения мозга.
  • Рекомендуется следить за давлением — его повышение может спровоцировать проблему.
  1. Другие статьи:
  2. Причины аграфии и методы коррекции
  3. Апраксия – причины и симптомы
  4. Ребенок картавит – как это исправить
  5. Причины и методы коррекции акустико мнестической афазии

Виды алексии

Алексия бывает различных видов, различают оптическую, слуховую кинетическую/кинестетическую, тактильную. Остановимся на каждом из видов подробнее:

  1. Оптическая алексия проявляется, когда затылочные доли мозга оказываются повреждены. В данном случае возможны ситуации, когда пациент не понимает отдельные буквы (литеральная алексия), целые слова (вербальная алексия);
  2. Кинетическая/кинестетическая алексия — возникает при повреждениях премоторного участка головного мозга. Обычно сопровождается нарушениями речевого аппарата;
  3. Слуховая алексия происходит когда нарушается постцентральный участок коры головного мозга. При этом происходит расстройство речи. Человек не может распознать чтение на слух и не в состоянии разбить слово на звуки, буквы.
  4. Тактильная алексия — невозможность тактильно распознать цифры и буквы. В стандартной форме не является большой проблемой для пациента.

Когда имеет место повреждение лобной доли головного мозга, происходит нарушение психических процессов, развивается особая форма болезни, при которой человек не может целенаправленно читать, постоянно отвлекается от процесса чтения.

Стадии развития

При данном заболевании больной проходит через две стадии развития болезни:

  • частичная алексия. Данная стадия предполагает, что с речью человека все в порядке, в ней нет видимых нарушений, мысли связные, четко прослеживается логика;
  • полная алексия. Данную стадию характеризует тотальное нарушение речи, когда больной не способен выражать свои мысли речью.

Методы коррекции и лечения

Прежде чем приступать к лечению болезни, необходимо провести этап диагностики. На данном этапе врач опрашивает пациента, выясняет возможные проблемы наследственности, подобные проблемы  у близких родственников пациента.

Для того, чтобы поставить пациенту диагноз, ему предоставляется ряд необходимых тестов, проводится полное неврологическое обследование, проверяется работа определенных зон головного мозга.

Чаще всего в диагностике помогает МРТ, позволяющая точно локализовать пораженную область, понять, к какой разновидности относится заболевание. При этом изучается общая активность мозга.

Если по каким-то причинам магнитно-резонансную томографию делать нельзя, проводят обычную компьютерную томографию. Если выявляются проблемы с нервной системой, пациента обязательно направляют к невропатологу. Речью же занимается профессиональный логопед.

Когда поставлен диагноз — алексия, приступают к лечению заболевания. Врач старается определить причину развития болезни, устранить ее. Часто больному меняют распорядок дня и корректируют рацион питания.

Также в обязательном порядке назначают речево-языковую терапию, которая призвана позволить восстановить коммуникационные навыки и сохранить те из них, что остались не затронутыми. К пациенту должен применяться особый подход, в рамках которого вырабатывается реабилитационный курс, учитывающий прогрессирование и особенности заболевания.

Для пациента важно стараться не нервничать, избегать стрессов, побольше быть на свежем воздухе и избегать сильных физических нагрузок.

Если родственники поддерживают больного, выздоровление может пройти гораздо быстрее. Поэтому часто организуют консультации как для самих больных, так и для членов семьи с тем, чтобы максимально эффективно помочь человеку восстановиться, дать родственникам понимание, как лучше общаться с пациентом,  занять правильную позицию, помогая ему быстрее выздороветь.

Помимо озвученных методов часто применяют оптокинетическую и кросс-модельную терапию. Также производят глазодвигательную реабилитацию, с помощью которой помогают восстановить навыки быстрого чтения. Это делается с использованием специальных лечебных видеоматериалов.

С помощью комплексного подхода можно добиваться хороших результатов, даже если имеются сильные поражения головного мозга.

Функционально болезнь не опасна, но она сильно морально травмирует пациента. Именно поэтому помимо прочих врачей больному стоит пройти курс лечения у психолога, который поможет ему научиться эффективно справляться с дефектом и компенсировать его.

Возможные осложнения

Проблема не предполагает каких-либо физических последствий, но тем не менее опасна, поскольку человек “разучивается” находиться в обществе и взаимодействовать с ним. Из-за этого возможно социальное отчуждение.

Пациенты с этим заболеванием способны замкнуться в себе и впасть в депрессию, плохо усваивают новые для себя вещи. Также среди осложнений выделяют задержку в развитии речевого аппарата.

Расстроенный пациент постепенно перестает общаться с социумом, ему дается это все сложнее. Ввиду этого появляется сильный дискомфорт в психологическом смысле. Больной чувствует себя безнадежным, обреченным без особых и ясных перспектив на будущее.

Профилактика

Алексию проще предупредить, чем излечить. На лечение заболевания может уйти довольно много времени, здесь придется запастись терпением. Если правильно себя вести в определенных ситуациях, развития заболевания можно избежать. Во-первых, требуется уделять внимание состояниям и заболеваниям, которые могут спровоцировать болезнь.

Особенно важно постараться избежать инсультов. Это можно сделать, тщательно наблюдая за своим артериальным давлением. Если же инсульт случился, необходимо обратиться к врачу — он поможет предотвратить последствия инсульта, которые приводят к болезни.

Стоит больше внимания уделять физическим упражнениям, хорошо и правильно питаться, постараться не употреблять соленую и жирную пищу, где это возможно. Питание должно быть хорошо сбалансированным. Наилучшим решением будет начать заниматься умеренным спортом.

Чтобы избежать заболевания стоит регулярно обследоваться у врача и запланировать ежегодный осмотр. Необходимо постараться не допускать травматических состояний головного мозга.

Матерям необходимо уделять больше времени своим детям и чаще с ними общаться, чтобы они не выросли асоциальными. Не следует с ранних лет перегружать ребенка, заставлять слишком рано и слишком много читать.

Если принято решение, что ребенка нужно начать обучать чтению, лучше всего делать это в игровой форме.

Для сохранения здоровья стоит перестать употреблять сигареты и спиртные напитки. Следует следить за балансом витаминов в организме и пропивать их раз в год.

Для профилактики заболевания очень важно хорошо высыпаться — сна должно быть не менее 8 часов в сутки. Не следует запускать различные воспалительные заболевания или инфекции. Лечить болезни нужно только назначенными лекарствами и строго по инструкции.

Likar.info

Алексия (визуальная афазия) – нарушение чтения, потеря способности понимать написанное или неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия сочетается с аграфией (неспособность писать) и афазией (нарушение речи).

Причины возникновения

Алексия возникает при повреждении языковых областей мозга в результате следующих причин:

  • Инсульт
  • Травмы головного мозга
  • Опухоли головного мозга
  • Мозговые инфекции
  • Различные заболевания головного мозга

К факторам риска развития алексии относятся:

  • Заболевания и состояния, повышающие риск развития инсульта или слабоумия
  • Наличие в анамнезе транзиторной ишемической атаки
  • Средний и старший возраст

Симптомы алексии

Симптомы алексии зависят от формы заболевания. При изолированной алексии (алексии без аграфии) у больного сохранена способность писать и разговаривать, но он не может читать написанные слова или даже распознавать отдельные буквы. При произношении слов больной не испытывает трудностей с пониманием.

Загрузка…

Глобальная алексия (алексия с аграфией) проявляется не только нарушением чтения, но и нарушением способности писать.

Диагностика

Диагностика алексии проводится на основании результатов неврологического обследования и тестов, оценивающих работу мозга. Могут быть назначены следующие исследования:

  • КТ головного мозга
  • МРТ головного мозга
  • ПЭТ сканирование мозга

Виды заболевания

В зависимости от сохранения способности к письму выделяют изолированную (алексию без аграфии) и глобальную алексию (алексию с аграфией).

В зависимости от зоны поражения головного мозга различают следующие формы алексии:

  • Оптическая. Обусловлена поражением коры затылочных долей мозга. Проявляется нарушением восприятия букв или слов.
  • Слуховая. Вызвана поражением коры височных областей доминантного полушария головного мозга (у правшей — левого). Проявляется нарушением восприятия фонематики и невозможностью процесса звукобуквенного анализа.
  • Кинестезическая. Наблюдается при поражении постцентральной области коры доминантного полушария мозга. Проявляется нарушением речи и отсутствием обработки обратной связи от артикуляционного аппарата. Трудности чтения связаны с нарушением организации речевого акта.
  • Кинетическая. Возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры доминантного полушария мозга. Представляет собой расстройство речи, сопровождаемое трудностями с чтением.

Действия пациента

Если вы начали испытывать затруднения с чтением и пониманием написанного, необходимо обратиться к врачу-невропатологу.

Лечение алексии

Лечение и реабилитация пациентов с алексией проводятся в следующих направлениях:

  • Речево-языковая терапия, которая помогает использовать оставшиеся навыки общения, научиться компенсировать и восстанавливать утраченные способности;
  • Консультации для пациентов и членов его семьи, цель которых – помочь пациенту справиться с заболеванием и обучить близких правильному общению с больным
  • Индивидуальная программа реабилитации, направленная на устранение причины, вызвавшей заболевание.

Осложнения

Алексия лишает человека возможности совершать простые акты коммуникации. Это мешает полноценному социальному взаимодействию и вызывает психологический дискомфорт. Возможно развитие таких осложнений как ощущение обреченности, безнадежности, отсутствия перспектив на будущее.

Профилактика алексии

Профилактика алексии заключается в предотвращении заболеваний и состояний, следствием которых может стать алексия. Наиболее распространенной причиной этого заболевания являются последствия инсульта. Для профилактики инсульта необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Регулярное выполнение физических упражнений
  • Употребление достаточного количества фруктов и овощей
  • Ограничение количества жирных продуктов и соли
  • Отказ от курения
  • Умеренное потребление спиртного
  • Поддержание здорового веса
  • Контроль артериального давления
  • Профилактический прием аспирина после консультации с врачом
  • Своевременное лечение и контроль хронических заболеваний
  • При появлении признаков инсульта вызвать скорую помощь.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *